Автоцистерны представляют собой специализированные транспортные средства, предназначенные для перевозки жидких, газообразных, сыпучих и полужидких грузов. Эти сложные технические системы сочетают в себе функции транспортировки и временного хранения различных веществ, обеспечивая их сохранность и безопасность при перемещении. Современные автоцистерны отличаются разнообразием конструктивных решений, материалов изготовления и технологического оборудования, что позволяет эффективно работать с широким спектром продуктов - от пищевых жидкостей до агрессивных химических веществ.
Профессиональный совет: Правильный выбор типа автоцистерны и ее оборудования напрямую влияет на эффективность перевозок и сохранность груза. Консультация со специалистами компании «Гидравлик-Трак» поможет подобрать оптимальное решение для конкретных задач и условий эксплуатации.
Автоцистерны представляют собой сложные технические системы, классифицируемые по множеству параметров. Основными критериями систематизации являются тип базового шасси, проходимость, назначение, вид транспортируемого груза, класс опасности, вместимость, тип несущей системы и способ выгрузки продукта.
Рисунок 1. Цистерны, устанавливаемые на шасси грузовых автомобилей и прицепного состава
Рисунок 2. Прицеп-цистерна
Рисунок 3. Полуприцепы-цистерны
Рисунок 4. Автомобиль-цистерна
Рисунок 5. Автопоезда-цистерны
Автомобиль-цистерна, прицеп-цистерна, полуприцеп-цистерна
Обычной, повышенной и высокой проходимости
Для транспортирования, для транспортирования и заправки
Жидкие, газообразные, порошкообразные, сыпучие и полужидкие грузы
Рисунок 6. Классификация автомобилей-цистерн
Система обозначения автоцистерн включает буквенные и цифровые индексы. Буквы указывают на тип базового шасси (А - автомобиль, П - прицеп, ПП - полуприцеп) и назначение цистерны (Ц - транспортная, ТЗ - топливозаправочная). Цифры обозначают номинальную вместимость в кубических метрах и марку шасси. Дополнительные обозначения включают ЦЗ - цистерна-заправщик, МЗ - маслозаправщик, ТМЗ - топливомаслозаправщик, а также специальные обозначения вида перевозимого груза: М - масло, В - вода, С - спирт, СЖ - специальные жидкости.
Конструктивные особенности цистерн определяются физико-химическими свойствами перевозимых грузов. Резервуары изготавливаются сварными из листовой стали (малоуглеродистой или коррозионно-стойкой), алюминиевых сплавов или армированных пластмасс. Для защиты от коррозии внутренние поверхности могут покрываться эмалью, свинцом, цинком, эпоксидными смолами или другими материалами.
Рисунок 7. Классификация резервуаров автоцистерн
Расположение цистерн на шасси может быть горизонтальным, наклонным и вертикальным. Вертикальное и наклонное расположение применяется для перевозки сыпучих грузов с целью ускорения процесса выгрузки. Горизонтальное расположение характерно для транспортировки жидких и газообразных грузов. Для повышения устойчивости автоцистерн при перевозке одной массы груза могут применяться не одна, а несколько вертикальных цистерн.
Специализированные автоцистерны для нефтепродуктов предназначены для транспортировки маловязких светлых (бензин, дизельное топливо, керосин) и вязких (масла, мазут, гудрон, битум, асфальт) нефтепродуктов с последующей их выдачей в местах потребления.
Рисунок 8. Автоцистерны для перевозки нефтепродуктов
Рисунок 9. Устройство автоцистерны для перевозки светлых нефтепродуктов
Рисунок 10. Цистерна для перевозки нефтепродуктов
Поплавковое устройство, предотвращающее переполнение цистерны путем замыкания электрической цепи или отключения привода насоса
Снижает потери паров нефтепродукта за счет регулирования давления в резервуаре
Собирает подтоварную воду и предотвращает ее попадание в топливную систему
Рисунок 11. Прицеп-цистерна ПЦ-6,7-8925
Рисунок 12. Схема технологического оборудования прицепа-цистерны ПЦ-6,7-8925
Рисунок 13. Автомобиль-топливозаправщик
Специализированные автоцистерны для сельскохозяйственных нужд предназначены для транспортировки жидких пищевых продуктов, минеральных удобрений и сыпучих кормов. Конструктивные особенности таких цистерн учитывают специфические требования к сохранности и безопасности перевозимых продуктов.
Рисунок 14. Автоцистерны для перевозки жидких пищевых продуктов
Автоцистерны для перевозки жидких пищевых продуктов (питьевая вода, молоко, квас, пиво, вино, спирт, фруктовые соки) изготавливаются из коррозионно-стойкой стали, алюминиевых сплавов или пищевых пластмасс. Для облегчения мойки внутренние углы скругляются, а поверхности полируются. Металлические цистерны оснащаются термоизоляцией для поддержания температурного режима.
Рисунок 15. Цистерны для перевозки молока
Автоцистерны для перевозки жидких минеральных удобрений (аммиачная вода, углеаммиакаты, комплексные удобрения) изготавливаются из нержавеющих сталей или стеклопластика, устойчивых к коррозионному воздействию агрессивных сред.
Рисунок 16. Автоцистерны для перевозки жидких минеральных удобрений
Рисунок 17. Принципиальная схема технологического оборудования полуприцепа-цистерны ЕД-20,5-1 с мотокомпрессором
Автоцистерны для перевозки сыпучих сельскохозяйственных грузов отличаются разнообразными способами разгрузки: гравитационным, самосвальным, механическим с помощью шнеков и транспортеров, пневматическим и комбинированным.
Рисунок 18. Автоцистерны для перевозки сыпучих грузов
Рисунок 19. Многосекционный полуприцеп-цистерна
Рисунок 20. Цистерна для перевозки кормов с пневматической разгрузкой
Автоцистерны для перевозки муки отличаются особой конструкцией, учитывающей низкую плотность и пониженную текучесть продукта. Для разгрузки применяется аэрационно-пневматический способ, обеспечивающий бережное обращение с продуктом.
Рисунок 21. Автоцистерна для перевозки муки
Рисунок 22а. Полуприцеп-муковоз
Рисунок 22б. Схема цистерны для перевозки муки
Специализированные автоцистерны для строительной отрасли предназначены для бестарной перевозки порошкообразных и жидких строительных материалов с механизированной погрузкой-выгрузкой.
Рисунок 23. Автоцементовоз
Современные цементовозы оснащаются вакуум-компрессорными установками, обеспечивающими эффективную загрузку и разгрузку продукта. Загрузка осуществляется за счет разрежения в цистерне, создаваемого вакуум-компрессором, а разгрузка - при подаче сжатого воздуха под аэроднище.
Рисунок 24. Схема пневматической системы для загрузки-выгрузки цементовоза
Рисунок 25. Цистерна для перевозки цемента
Автоцистерны для перевозки жидких строительных и полужидких смесей включают авторастворовозы, автобетоновозы, автобетоносмесители. Эти специализированные транспортные средства оснащаются системами перемешивания, подогрева и поддержания однородности смеси.
Рисунок 26а. Автобетоносмесители
Рисунок 26б. Устройство автобетоносмесителя
Рисунок 27. Автобетоновоз СБ-113А
Автоцистерны для перевозки битума оснащаются термоизоляционным слоем и системами подогрева, поскольку битум необходимо транспортировать при температуре 190...260°С. Конструкция включает П-образные жаровые трубы, подогреватели и топливные бачки.
Рисунок 28а. Автоцистерны для перевозки битума
Рисунок 28б. Битумовоз с системой подогрева
Рисунок 28в. Конструкция цистерны для перевозки битума
Заключение: Современные автоцистерны представляют собой высокотехнологичные транспортные средства, конструкция которых оптимизирована для конкретных типов грузов и условий эксплуатации. Правильный выбор автоцистерны, ее оборудования и систем управления позволяет обеспечить эффективность перевозок, сохранность груза и безопасность эксплуатации. Специалисты компании «Гидравлик-Трак» готовы предоставить комплексные решения по подбору, модернизации и обслуживанию автоцистерн любого типа и назначения.
Обращайтесь к нашим специалистам для получения подробной консультации по выбору оптимальной автоцистерны для ваших задач и условий эксплуатации. Мы предлагаем комплексные решения - от подбора оборудования до его установки и сервисного обслуживания.