Автоцистерны: виды, устройство, классификация и характеристики

Автоцистерны: виды, устройство, классификация и характеристики | Гидравлик-Трак

Автоцистерны: классификация, конструктивные особенности и сферы применения

Автоцистерны представляют собой специализированные транспортные средства, предназначенные для перевозки жидких, газообразных, сыпучих и полужидких грузов. Эти сложные технические системы сочетают в себе функции транспортировки и временного хранения различных веществ, обеспечивая их сохранность и безопасность при перемещении. Современные автоцистерны отличаются разнообразием конструктивных решений, материалов изготовления и технологического оборудования, что позволяет эффективно работать с широким спектром продуктов - от пищевых жидкостей до агрессивных химических веществ.

Профессиональный совет: Правильный выбор типа автоцистерны и ее оборудования напрямую влияет на эффективность перевозок и сохранность груза. Консультация со специалистами компании «Гидравлик-Трак» поможет подобрать оптимальное решение для конкретных задач и условий эксплуатации.

Классификация и обозначение автоцистерн

Автоцистерны представляют собой сложные технические системы, классифицируемые по множеству параметров. Основными критериями систематизации являются тип базового шасси, проходимость, назначение, вид транспортируемого груза, класс опасности, вместимость, тип несущей системы и способ выгрузки продукта.

Цистерны на шасси грузовых автомобилей и прицепного состава

Рисунок 1. Цистерны, устанавливаемые на шасси грузовых автомобилей и прицепного состава

Прицеп-цистерна для перевозки жидких грузов

Рисунок 2. Прицеп-цистерна

Полуприцепы-цистерны различной конструкции

Рисунок 3. Полуприцепы-цистерны

Автомобиль-цистерна на шасси грузовика

Рисунок 4. Автомобиль-цистерна

Автопоезда-цистерны для массовых перевозок

Рисунок 5. Автопоезда-цистерны

Основные классификационные признаки

По типу шасси

Автомобиль-цистерна, прицеп-цистерна, полуприцеп-цистерна

По проходимости

Обычной, повышенной и высокой проходимости

По назначению

Для транспортирования, для транспортирования и заправки

По виду груза

Жидкие, газообразные, порошкообразные, сыпучие и полужидкие грузы

Классификация автомобилей-цистерн по различным признакам

Рисунок 6. Классификация автомобилей-цистерн

Система обозначения автоцистерн включает буквенные и цифровые индексы. Буквы указывают на тип базового шасси (А - автомобиль, П - прицеп, ПП - полуприцеп) и назначение цистерны (Ц - транспортная, ТЗ - топливозаправочная). Цифры обозначают номинальную вместимость в кубических метрах и марку шасси. Дополнительные обозначения включают ЦЗ - цистерна-заправщик, МЗ - маслозаправщик, ТМЗ - топливомаслозаправщик, а также специальные обозначения вида перевозимого груза: М - масло, В - вода, С - спирт, СЖ - специальные жидкости.

Конструкция цистерн и их оборудование

Конструктивные особенности цистерн определяются физико-химическими свойствами перевозимых грузов. Резервуары изготавливаются сварными из листовой стали (малоуглеродистой или коррозионно-стойкой), алюминиевых сплавов или армированных пластмасс. Для защиты от коррозии внутренние поверхности могут покрываться эмалью, свинцом, цинком, эпоксидными смолами или другими материалами.

Классификация резервуаров автоцистерн по конструктивным признакам

Рисунок 7. Классификация резервуаров автоцистерн

Конструктивные особенности резервуаров

  • Форма поперечного сечения - круглые, эллиптические и прямоугольные (чемоданного типа)
  • Форма продольного сечения - постоянного и переменного сечения
  • Количество отсеков - с одним отсеком, с дополнительным отсеком, с несколькими отсеками
  • Теплоизоляция - без теплоизоляции, с теплоизоляцией, с подогревом или самообогревом
  • Материал изготовления - обычная сталь, высокопрочная сталь, нержавеющая сталь, пластмасса армированная стекловолокном

Расположение цистерн на шасси может быть горизонтальным, наклонным и вертикальным. Вертикальное и наклонное расположение применяется для перевозки сыпучих грузов с целью ускорения процесса выгрузки. Горизонтальное расположение характерно для транспортировки жидких и газообразных грузов. Для повышения устойчивости автоцистерн при перевозке одной массы груза могут применяться не одна, а несколько вертикальных цистерн.

Автоцистерны для перевозки нефтепродуктов

Специализированные автоцистерны для нефтепродуктов предназначены для транспортировки маловязких светлых (бензин, дизельное топливо, керосин) и вязких (масла, мазут, гудрон, битум, асфальт) нефтепродуктов с последующей их выдачей в местах потребления.

Автоцистерны для перевозки нефтепродуктов различного типа

Рисунок 8. Автоцистерны для перевозки нефтепродуктов

Устройство автоцистерны для перевозки светлых нефтепродуктов

Рисунок 9. Устройство автоцистерны для перевозки светлых нефтепродуктов

Конструкция цистерны для перевозки нефтепродуктов

Рисунок 10. Цистерна для перевозки нефтепродуктов

Технологическое оборудование нефтеналивных цистерн

Ограничитель наполнения

Поплавковое устройство, предотвращающее переполнение цистерны путем замыкания электрической цепи или отключения привода насоса

Дыхательный клапан

Снижает потери паров нефтепродукта за счет регулирования давления в резервуаре

Отстойник с водоотделителем

Собирает подтоварную воду и предотвращает ее попадание в топливную систему

Прицеп-цистерна ПЦ-6,7-8925 для перевозки топлива

Рисунок 11. Прицеп-цистерна ПЦ-6,7-8925

Схема технологического оборудования прицепа-цистерны

Рисунок 12. Схема технологического оборудования прицепа-цистерны ПЦ-6,7-8925

Автомобиль-топливозаправщик для заправки техники

Рисунок 13. Автомобиль-топливозаправщик

Автоцистерны для перевозки сельскохозяйственных грузов

Специализированные автоцистерны для сельскохозяйственных нужд предназначены для транспортировки жидких пищевых продуктов, минеральных удобрений и сыпучих кормов. Конструктивные особенности таких цистерн учитывают специфические требования к сохранности и безопасности перевозимых продуктов.

Автоцистерны для перевозки жидких пищевых продуктов

Рисунок 14. Автоцистерны для перевозки жидких пищевых продуктов

Цистерны для пищевых продуктов

Автоцистерны для перевозки жидких пищевых продуктов (питьевая вода, молоко, квас, пиво, вино, спирт, фруктовые соки) изготавливаются из коррозионно-стойкой стали, алюминиевых сплавов или пищевых пластмасс. Для облегчения мойки внутренние углы скругляются, а поверхности полируются. Металлические цистерны оснащаются термоизоляцией для поддержания температурного режима.

Цистерны для перевозки молока различных типов

Рисунок 15. Цистерны для перевозки молока

Цистерны для минеральных удобрений

Автоцистерны для перевозки жидких минеральных удобрений (аммиачная вода, углеаммиакаты, комплексные удобрения) изготавливаются из нержавеющих сталей или стеклопластика, устойчивых к коррозионному воздействию агрессивных сред.

Автоцистерны для перевозки жидких минеральных удобрений

Рисунок 16. Автоцистерны для перевозки жидких минеральных удобрений

Принципиальная схема технологического оборудования полуприцепа-цистерны

Рисунок 17. Принципиальная схема технологического оборудования полуприцепа-цистерны ЕД-20,5-1 с мотокомпрессором

Цистерны для сыпучих грузов

Автоцистерны для перевозки сыпучих сельскохозяйственных грузов отличаются разнообразными способами разгрузки: гравитационным, самосвальным, механическим с помощью шнеков и транспортеров, пневматическим и комбинированным.

Автоцистерны для перевозки сыпучих грузов различного назначения

Рисунок 18. Автоцистерны для перевозки сыпучих грузов

Многосекционный полуприцеп-цистерна для перевозки кормов

Рисунок 19. Многосекционный полуприцеп-цистерна

Цистерна для перевозки кормов с пневматической разгрузкой

Рисунок 20. Цистерна для перевозки кормов с пневматической разгрузкой

Специализированные цистерны для муки

Автоцистерны для перевозки муки отличаются особой конструкцией, учитывающей низкую плотность и пониженную текучесть продукта. Для разгрузки применяется аэрационно-пневматический способ, обеспечивающий бережное обращение с продуктом.

Автоцистерна для перевозки муки специализированной конструкции

Рисунок 21. Автоцистерна для перевозки муки

Полуприцеп-муковоз для транспортировки муки

Рисунок 22а. Полуприцеп-муковоз

Схема цистерны для перевозки муки с аэрационной системой

Рисунок 22б. Схема цистерны для перевозки муки

Автоцементовозы и цистерны для строительных материалов

Специализированные автоцистерны для строительной отрасли предназначены для бестарной перевозки порошкообразных и жидких строительных материалов с механизированной погрузкой-выгрузкой.

Автоцементовоз для перевозки сухих строительных смесей

Рисунок 23. Автоцементовоз

Пневматическая система цементовозов

Современные цементовозы оснащаются вакуум-компрессорными установками, обеспечивающими эффективную загрузку и разгрузку продукта. Загрузка осуществляется за счет разрежения в цистерне, создаваемого вакуум-компрессором, а разгрузка - при подаче сжатого воздуха под аэроднище.

Схема пневматической системы для загрузки-выгрузки цементовоза

Рисунок 24. Схема пневматической системы для загрузки-выгрузки цементовоза

Цистерна для перевозки цемента с пневматической разгрузкой

Рисунок 25. Цистерна для перевозки цемента

Цистерны для жидких строительных смесей

Автоцистерны для перевозки жидких строительных и полужидких смесей включают авторастворовозы, автобетоновозы, автобетоносмесители. Эти специализированные транспортные средства оснащаются системами перемешивания, подогрева и поддержания однородности смеси.

Автобетоносмесители различной грузоподъемности

Рисунок 26а. Автобетоносмесители

Устройство автобетоносмесителя с вращающимся барабаном

Рисунок 26б. Устройство автобетоносмесителя

Автобетоновоз СБ-113А для перевозки бетонных смесей

Рисунок 27. Автобетоновоз СБ-113А

Цистерны для перевозки битума

Автоцистерны для перевозки битума оснащаются термоизоляционным слоем и системами подогрева, поскольку битум необходимо транспортировать при температуре 190...260°С. Конструкция включает П-образные жаровые трубы, подогреватели и топливные бачки.

Автоцистерны для перевозки битума с системой подогрева

Рисунок 28а. Автоцистерны для перевозки битума

Битумовоз с термоизоляцией и системой поддержания температуры

Рисунок 28б. Битумовоз с системой подогрева

Конструкция цистерны для перевозки горячего битума

Рисунок 28в. Конструкция цистерны для перевозки битума

Заключение: Современные автоцистерны представляют собой высокотехнологичные транспортные средства, конструкция которых оптимизирована для конкретных типов грузов и условий эксплуатации. Правильный выбор автоцистерны, ее оборудования и систем управления позволяет обеспечить эффективность перевозок, сохранность груза и безопасность эксплуатации. Специалисты компании «Гидравлик-Трак» готовы предоставить комплексные решения по подбору, модернизации и обслуживанию автоцистерн любого типа и назначения.

Обращайтесь к нашим специалистам для получения подробной консультации по выбору оптимальной автоцистерны для ваших задач и условий эксплуатации. Мы предлагаем комплексные решения - от подбора оборудования до его установки и сервисного обслуживания.

Гидрофикация седельных тягачей
Повышайте доходность и эффективность работы вашего автомобиля - делайте гидрофикацию трака в сервисном центре "Гидравлик-Трак"
Комплект для гидрофикации седельного тягача