Гидравлическая система является сердцем современного тягача, преобразующим обычный грузовой автомобиль в мощную и многофункциональную машину специального назначения. Любой сложный механизм состоит из нескольких ключевых элементов, без которых его работа становится невозможной. Гидравлика на тягач – это именно такой комплекс, из которого нельзя «вынуть» ни одну из деталей. Только собранный воедино, он может функционировать без каких-либо проблем. Поэтому каждый узел гидросистемы считается незаменимым. А всего этих узлов шесть. К ним относятся:
Профессиональный совет: Правильный подбор и установка гидравлической системы на тягач позволяет увеличить функциональность транспортного средства на 40-60%, снизить нагрузку на основные узлы и увеличить срок службы оборудования. Консультация со специалистами на этапе проектирования системы помогает избежать дорогостоящих ошибок.
Коробка отбора мощности (КОМ) применяется во множестве видов грузовой, сельскохозяйственной и коммунальной техники. Ее единственное предназначение – приводить в движение различные «навесные» механизмы за счёт отбора части крутящего момента двигателя. Гидравлика на тягач нуждается в КОМ для этих же целей. Благодаря ей приводится в движение насос, и вся система начинает функционировать.
Рисунок 1. Коробка отбора мощности - ключевой элемент передачи энергии от двигателя к гидравлической системе
Чаще всего КОМ устанавливают в специально отведенной зоне на корпусе КПП. Сначала монтируют вал отбора мощности, на который и надевается коробка. А уже следом ставится гидронасос. Коробки отбора мощности бывают зависимыми и независимыми от сцепления. Первые работают только когда машина неподвижна. Именно они используются при гидрофикации тягачей в подавляющем большинстве случаев.
Современные коробки отбора мощности характеризуются следующими техническими особенностями:
Оптимальное соотношение для эффективной работы гидронасоса без перегрузки двигателя
Способность передавать значительные усилия без повреждения компонентов
Механический, электрический или пневматический в зависимости от модели тягача
Возможность установки на различные модели КПП и двигателей
Энергия, отобранная у двигателя и КПП, приводит в движение гидравлический насос, отвечающий за прокачку масла. Насосы используют двух типов – шестеренчатые либо аксиально-поршневые. У каждого из них свои плюсы и минусы, так что владелец машины сам должен определиться, какой лучше.
Параметр | Шестеренчатые насосы | Аксиально-поршневые насосы |
---|---|---|
КПД | 75-85% | 90-95% |
Стоимость | Ниже | Выше |
Срок службы | 10000-15000 моточасов | 15000-20000 моточасов |
Ремонтопригодность | Высокая | Средняя |
Рабочее давление | До 250 бар | До 400 бар и выше |
От насоса масло перетекает в гидрораспределитель. Этот небольшой агрегат чаще всего закрепляется на корпусе гидробака и фактически «дирижирует» работой системы. Распределитель потому так и называется, что меняет схемы гидролиний в соответствии с обстановкой или командами водителя.
Рисунок 2. Гидрораспределитель - устройство управления потоками гидравлической жидкости
Это устройство может направить масло в цилиндр для поднятия кузова полуприцепа, а может и слить рабочую жидкость для его опускания. Также на гидрораспределителе есть специальный предохранительный клапан, который срабатывает при опасном возрастании давления в гидросистеме.
Чуть ли не самой простой частью гидравлики для тягачей могут показаться баки. Но это далеко не так. Ёмкости, в которых содержится рабочая жидкость выполняют сразу несколько важных функций. Среди них:
Рисунок 3. Гидравлический бак - комплексное решение для хранения и подготовки рабочей жидкости
С хранением всё понятно – несколько десятков литров масла нигде, кроме как в баке, не разместишь. Что касается очистки, то за нее отвечают масляный и воздушный фильтры, расположенные на корпусе гидробака. Воздушный фильтр не допускает попадания инородных частиц в систему, масляный – отсеивает те, которым всё-таки это удалось.
Охлаждение – не менее важная функция, причём на первый взгляд недостаточно явная. Сам бак не содержит никаких охлаждающих элементов, но его форма проектируется с расчётом на максимальное улучшение теплоотдачи. Благодаря этому оптимальная вязкость масла поддерживается в широком спектре температур окружающей среды. Говоря проще – масло остаётся в нормальном агрегатном состоянии вне зависимости от того, жарко на улице или холодно.
Всё описанное выше оборудование было бы совершенно бесполезным без гидравлических шлангов. Они соединяют всё в единую сеть и позволяют маслу достигать гидроцилиндра. Шланги состоят из нескольких слоёв и делаются из высокопрочной маслобензостойкой резины, армированной металлическими оплётками. Благодаря такому усилению они способны выдерживать огромное внутреннее давление и работать при высоких температурах.
Изготовлен из маслобензостойкой синтетической резины, обеспечивающей герметичность и устойчивость к агрессивным средам
Состоит из нескольких слоев стальной проволоки, обеспечивающей прочность и устойчивость к высокому давлению
Защищает от механических повреждений, ультрафиолета и других внешних воздействий
Особого внимания заслуживает рукав высокого давления, уходящий на гидроцилиндр. Он имеет на конце быстроразъёмное соединение, что позволяет быстро подготовить гидрофицированный тягач к работе и избежать при этом утечек масла.
Пневматика выполняет роль «нервной системы», без которой гидравлика на тягач была бы неуправляемой. Пневматика состоит из джойстика и нескольких пневмотрубок. Одним концом пневмотрубки подсоединяются к джойстику, а другие концы уходят на КОМ и гидрораспределитель. Джойстик устанавливается в кабине водителя и позволяет тому с лёгкостью управлять всей гидросистемой.
Рисунок 4. Пневматическая система управления - удобный и надежный способ контроля гидравлики
Гидравлика на тягачах является очень популярным средством модернизации грузовых авто, так как большинство моделей сходят с конвейера со стандартизированным оборудованием. Обычно это фургоны или обычные прицепы, функционал которых весьма ограничен. Именно для его расширения используют различные гидравлические системы. Это один из самых простых способов переоборудовать грузовик или изменить его назначение. К тому же само по себе гидрооборудование очень надежное, долговечно и не требует частого обслуживания или ремонта.
Базовым элементом является жидкость, которая приводит в движение рабочие части системы. Обычно это смазка, которая сохраняется в гидробаке, затем нагнетается в систему с помощью насоса, создает давление в подвижных частях и благодаря этому прилагается увеличенное усилие для работы в промышленности и строительстве.
Основная формула гидравлики: Сила = Давление × Площадь
Сила гидравлики известна человечеству уже много веков. А современные технологии помогли сделать ее достаточно компактной для монтажа на грузовики и достаточно дешевой, чтобы быть доступной для владельцев автомобилей.
Наибольшим спросом пользуются механизмы для прицепов. С их помощью обычные кузова:
Модернизация стандартных кузовов в самосвальные системы для разгрузки сыпучих материалов
Оборудование кузовов откидными бортами для удобства погрузки и разгрузки
Преобразование обычных прицепов в автоплатформы для перевозки спецтехники
Оснащение прицепов системами подвижного пола для механизированной разгрузки
Или же вообще можно сменить сферу использования машины. Например, из грузовика без прицепа делается бетонный миксер, автокран, манипулятор, буровая установка, цистерна с насосом и еще много вариантов специальной техники. Такая модернизация проводится для того, чтобы сделать грузовик более востребованым: максимально сузив сферу деятельности или, наоборот, добавить машине универсальности. Целью таких изменений является увеличение заработков владельца, предоставление услуг в большем количестве сфер и большим компаниями с собственными автопарками или покрытия спроса рыночной ниши, например, частным предприятиям по вывозу бытовых отходов.
Подбором комплекта оборудования для гидрофикации должны заниматься специалисты и точка. Они учитывают несколько моментов: тип и вид несущего транспорта, его конструкционные особенности будет отличаться от набора для МАЗа или Ивеко), предназначение, специфику применения, интенсивность и величину нагрузки, количество контуров в системе, технические параметры техники и гидравлики и т.д. Но кроме этого необходимо обращать внимание на надежность агрегатов, которая описывается с помощью следующих моментов:
Срок гарантии и сервисного обслуживания, доступность запчастей
Временные промежутки между техобслуживанием, капитальным ремонтом
Надежные агрегаты перед выходом из строя подают сигналы - падает КПД, появляются шумы
Возможность обслуживания на сертифицированных СТО с оригинальными запчастями
Надежной можно считать продукцию известных брендов, которые работают в сфере гидравлики более пяти лет, имеет сертификаты соответствия и прочие документы, которые подтверждают ее качество и происхождение. И, конечно же, цена у нее будет более высокой, чем у обычных изделий. В поисках надежного гидрооборудования по справедливой стоимости обращайтесь к крупным дилерам производителей в России.
Лучше всего выбрать специализированный магазин, например, Гидравлик-Трак. Эта компания предоставляет доступ к деталям от лучших мировых производителей: Gemma, Hyva, Binotto, Aber, Penta.
В наличии есть отдельные элементы гидравлической системы и комплекты в сборе, которые остается только установить на машину и вовремя обслуживать. Бригады механиков выезжают на место дислокации машины для установки гидравлики, а на фирменных СТО выполняется обслуживание систем, которое также выездное. Гидавлик-Трак- это не только магазин, но и сервис полного цикла.
Заключение: Гидравлика является ключевой особенностью любой спецтехники, в том числе и тягача. По сути, именно она превращает в тяговой транспорт совсем обычный грузовой автомобиль. Система, работающая на жидком носителе энергии, отвечает сразу за несколько функций: возможность агрегатировать прицепные/полуприцепные составы, платформы, цистерны, тралы и т.д.; возможность использовать различное сменное оборудование и стационарные установки; управление агрегатируемыми и буксируемыми надстройками – подъем и спуск рабочих органов, их поворот на нужный угол, фиксация в определенной позиции, переворот кузовной части и т.д.
Вот и все основные элементы, без которых гидравлике не обойтись. Хотите знать больше? Читайте наши статьи или заказывайте гидрофикацию своего тягача у мастеров «Гидавлик-Трак»! Наша работа – это качество, проверенное временем!
Обращайтесь к нашим специалистам для получения подробной консультации по выбору оптимальной гидравлической системы для вашего тягача и условий эксплуатации.